Воскресенье, 19.05.2024, 17:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Учебно-методический комплекс "История зарубежной литературы XVII -XVIII вв."
27.10.2014, 16:23

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Лекция 1. Социально-политические и культурные предпосылки формирования литературы XVII века. Классицизм и барокко 

XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Историко-культурный феномен Нового времени. XVII век как время перехода, начало длительного периода нового времени. Основные исторические события эпохи (завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, английская буржуазная революция). Научная революция XVII века и ее роль в становлении картины мира, концепции человека в Новое время. Значение открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей), математике (Декарт). Роль философских идей Гоббса, Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира.

Классицизм как теория искусства, сформировавшаяся впервые в трудах итальянских гуманистов XVI века и воспринятая художниками и теоретиками XVII- XVIII вв. Традиции Возрождения и проблема «личность и мир» в эстетической системе классицизма. Социальная и философская почва классицизма и различные его течения. Наследие античности и эстетическая система классицизма. Классицизм и становление национальных языков. Классицизм и рационалистическая философия Декарта. Основные положения эстетической системы классицизма: цель художественного творчества, отношение искусства к действительности, природный дар и мастерство, замысел и вдохновение, обоснование нормы литературного языка, иерархия жанров; антиисторизм классицизма. Разноречивость в истолковании законов художественного творчества – отражение борьбы течений внутри классицизма. Своеобразие классицизма в национальных литературах.

Барокко как литературное направление, отмеченное остротой реакции на противоречивость эпохи, порождающей ощущение хаоса внутри и вовне человека. Сложность социальной и художественной природы барокко, обусловившей многоплановость его идейно-художественных тенденций. Антиномичность осмысления и образного восприятия жизни в литературе барокко: сочетание иррационального и дидактики, аскезы и гедонизма, обдуманной усложненности и игры метафорами. Стилистика барокко. Традиции Возрождения и Средневековья в барокко. Барокко и модернизм.

Лекция 2. Классицистическая трагедия. Классицистическая комедия 

Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30-50-е гг. Первый этап в развитии классицистической драматургии. Творчество П. Корнеля. Ранние комедии П. Корнеля, особенности героя и конфликта, специфика комического. Трагедия «Сид»: актуальность проблематики пьесы, связь с концепцией героического у Корнеля, поэтика произведения. Конфликт чувства и долга как основной драматургический конфликт классицистического театра. Специфика трагического в «Сиде»: при благополучной развязке трагедия невозможности возврата героев к прежним состояниям.  Образная система. Споры о «Сиде» в литературно-критической мысли Франции, его роль в становлении целостной концепции классицистической драматургии. Пушкин о «Сиде». Трагедия «Гораций», ее героический и гражданский пафос. Особенности художественного решения проблемы «человек-государство» в политической трагедии и классицистическая поэтика пьесы. Смысл противопоставления образов Горациев и Куриациев. Специфика трагического: жертвы, на которые идет герой во имя достижения политического первенства Рима.

Творчество Ж. Расина как новый этап развития трагедии французского классицизма.  Периодизация творчества. Расин - создатель любовно-психологической трагедии классицизма. Мастерство изображения внутреннего мира человека и идейно-философская концепция «Андромахи». Специфика трагического: страсть как разрушающая сила. Образ Андромахи и проблема положительного героя в творчестве Расина. Античные сюжеты и образы в трагедии Расина. Трагический конфликт «Федры» и его художественное решение. Особенность воплощения классицистического принципа разума в трагедии. Образная структура трагедии и классицистический канон

Мольер: периодизация творчества. Богатство жанров драматургии Мольера, их связь с традициями народного театра. Поэтика «высокой» комедии как выражение классицистической природы творчества Мольера. Комедии «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве». Специфика трагического в комедиях «Тартюф», «Скупой». Специфика комического в пьесе «Дон Жуан». Классицистические каноны и их нарушения в драматургии Мольера.

Лекция 3. Общая характеристика испанской и итальянской литературы XVII века 

Специфика развития испанской литературы. Утрата Испанией политического первенства в Европе. Усиление влияния католицизма. Барокко в испанской литературе XVII в. Культеранизм, консептизм, гонгоризм. Ренессансные традиции и проблема барокко в творчестве П. Кальдерона. Периодизация творческого пути драматурга. Драматический конфликт морально-философских пьес «Поклонение кресту», «Жизнь есть сон», «Стойкий принц». Поиски смысла бытия в драме П. Кальдерона «Жизнь есть сон»: жанровое своеобразие, композиция драмы, тематическое своеобразие, художественное время и пространство, использование поэтики сна как литературный прием, сон и реальность, фатум и свобода выбора жизненного пути, следование року и возможность (невозможность) преодоления рока.

Особенности историко-литературного процесса в Италии XVII века. Политический и экономический упадок. Философия и наука: деятельность Галилея, его роль в культурной жизни Европы. Барокко как основное литературное направление в итальянской литературе XVII века. Поэзия итальянского барокко. Творчество Дж. Марино. «Маринизм» как особое стилевое течение европейской поэзии. Школа маринизма в Италии.

Лекция 4. Общая характеристика немецкой литературы XVII века 

Германия XVII века: общественно-политическая и культурная ситуация. Тридцатилетняя война и ее последствия. Политическая и географическая раздробленность Германии, экономическая отсталость страны, упадок культуры. Поиски художественных образцов, поэтических форм в литературах Италии, Франции, Испании и Древнем Риме. Появление заимствований: латинизмы, галлицизмы, испанизмы. Двойственное значение влияний инокультур на литературу Германии. Концепция барокко в немецкой литературе XVII века, пессимизм во взгляде на историческое развитие мира и человека.

Роль М. Опица в формировании немецкой культуры Нового времени, его призыв к осваиванию поэтического опыта античности. Формулирование основных задач литературы: нравственное воспитание человека.  Реформация Опицом литературного языка и поэзии: «Книги о немецкой поэзии» и силлабо-тоническая система стихосложения. Классицистическое регламентирование литературы: иерархия форм, жанров: высокие (эпопея, трагедия) и низкие (комедия, эклога). Влияние александрийского стиха на поэзию Германии XVII века.

Барочная поэзия Германии и творчество А. Грифиуса. Патриотизм лирики поэта. Роль Грифиуса в становлении немецкой драматургии: «Лев Армянин», «Екатерина Грузинская», «Убиенное величество».

Темы и образы поэзии П. Флеминга. Оптимизм его поэзии. Антивоенные мотивы. Стихи, посвященные Москве. Эволюция творчества, появление философских размышлений в лирике позднего периода.

Немецкий роман XVII века. Творчество Я. Гриммельсгаузена – крупнейшего писателя литературы этого периода. Отражение Германии и событий Тридцатилетней войны в романе «Симплициссимус». История создания произведения, проблема авторства. Влияние традиций плутовского романа Испании при создании образа главного героя. Антивоенное звучание произведения.  Настроения барокко в романе. Влияние произведения на развитие немецкой и европейской прозы.

Народное барокко Мошероша. Философия автора, сатира и гротеск «Филандра из Зиттевальда».

Лекция 5. Общая характеристика английской литературы XVII века. Творчество Джона Милтона 

Особенности социально-политического развития Англии в XVII веке. Взаимосвязь политических и религиозных конфликтов. Английская революция 1648-1649 гг., ее воздействие на социокультурную атмосферу в Англии и в Западной Европе. Сущность и функции английского пуританизма, его роль в идейно-эстетическом контексте эпохи. Этико-политический характер пуританизма как основа его широкого распространения в Англии. Пуританство и литература, пуританство и театр. Особенности английского абсолютизма XVII столетия и закономерности его кризиса.

Развитие философии в Англии как важный фактор культурной жизни страны (Ф. Бэкон и Т. Гоббс); эмпиризм, сенсуализм и рационализм в английской философии XVII века.

Периодизация английской литературы XVII века. Особенности перехода к новой эпохе от позднего английского возрождения. Английская поэзия XVII века. Метафизическая поэзия. Творчество Дж. Донна. Эволюция барочных тенденций в лирике Дж. Донна. Трактовка человека и мира, специфика метафорической образности, экспрессивность стиля в лирике поэта.

Проблема классицизма в английской литературе XVII века. Творчество Бена Джонсона. Его эстетические взгляды. Бен Джонсон – драматург.

Английская литература периода революции и гражданской войны. Расцвет публицистики. Роль публицистики Д. Милтона в развитии жанра.  Защита слова («Ареопагитика»), оправдание казни короля («Иконоборец»), защита республики («Защита английского народа»). Образность и острота публицистического стиля Милтона. Общая характеристика творчества Милтона. Периодизация. Героико-эпическая поэма «Потерянный рай», синтез барокко и классицизма в поэме. Видение мировой истории поэтом. Замысел и его художественное воплощение в поэме. Проблема добра и зла. Образы Адама, Евы, Сатаны. «Потерянный рай» - эпос Нового времени.

Лекция 6. Просветительский характер литературы XVIII века 

XVIII век как самостоятельная историко-литературная эпоха. XVIII век как век Просвещения. Проблема Просвещения в современном литературоведении и ее дискуссионные аспекты. Эстетические принципы литературы просветителей: воспитательная роль искусства, критическое отношение к обществу и идеалистическое к человеку. Содержание и функция понятия «разум» в XVIII веке. Рациональное и иррациональное в менталитете человека XVIII века. Взаимодействие рационализма и сенсуализма, рационалистический сенсуализм. Сложная дифференциация и взаимодействие разума и чувства, «естественного» и «культурного» в мироощущении человека XVIII века. Основные философские системы столетия, их общественная роль и воздействие на литературу (Локк, Шефтсбери, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант). Специфический характер религиозности в XVIII веке. Деизм.

Общая характеристика европейской литературы XVIII века. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т.д.), включение в нее художественных приемов разных литературных направлений. Возникновение новых жанров: философская повесть, диалог. Новый герой в литературе: выходец из третьего сословия. Образ «среднего человека».

Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления XVIII столетия. Споры о литературных направлениях эпохи в современном литературоведении. Сходство и отличие классицизма XVIII века от предшествующего типа классицизма. Роль спора «древних» и «новых» в эволюции классицизма в эпоху Просвещения. Жанровая система классицизма XVIII столетия.

Рококо как одно из ведущих литературных направлений XVIII столетия. Кризис «героического» мировоззрения, усиление интереса к частной жизни, формирование категории «интимного». Философские корни мироощущения человека рококо. Особенности понимания гедонизма как естественной тяги к наслаждению, лежащей в природе человека. Игровое начало в стиле рококо. Система жанров в литературе рококо и ее национальные варианты.

Лекция 7. Сентиментализм в западноевропейской литературе второй половины XVIII века 

Состояние проблемы сентиментализма в современной литературной науке, ее дискуссионные аспекты. Сентиментализм и Просвещение, сентиментализм и предромантизм. История термина «сентиментализм» и его современное значение. Сенсуализм как философская основа сентиментализма. Жанровая система литературы сентиментализма и ее эволюция.

Сентиментализм в английской литературе. Творчество Стерна. Литературное новаторство писателя. Жанровое своеобразие романа «Сентиментальное путешествие», особенности композиции и стиля. Путешествие как путь познания внутренней жизни человека, воспитание его восприимчивости. Художественный мир роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Значение отступлений в романе. Роль произведений Стерна в эволюции жанра в последующую эпоху.

Сентиментализм во французской литературе. Роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» как эпистолярный роман сентиментализма. Конфликт между «естественной моралью» и ложными понятиями «цивилизованного» общества. Тема сословного неравенства. Нравственное, политическое воздействие романа на современников и последующие эпохи. «Неприкрашенная правда» «Исповеди» Руссо. Личность и общество. Лиричность прозы. Культ чувства и руссоизм. Восприятие творчества писателя А. С. Пушкиным.

Сентименталистские тенденции в литературе Германии XVIII века. Творчество Ф. Г.  Клопштока. Движение «Бури и натиска». Специфика сентиментализма и руссоизма писателей «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» Гете как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII-XIX вв. Кризис сентиментализма в творчестве К. М. Виланда.

Лекция 8. Особенности английской просветительской литературы - антифеодальная и антибуржуазная направленность 

Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Англия как послереволюционная страна. Интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни в Англии этой эпохи. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Философские теории Локка, Шефтсбери, Беркли, Юма, их значение для становления и эволюции новой литературы. Материализм и идеализм. Роль английской церкви и пуританства в общественных движениях и литературе XVIII столетия. Основные этапы развития английской литературы.

Английская литература 1690-1730-х гг. Роль публицистических жанров в развитии новых литературных тенденций. Эссеистика Аддисона и Стиля как пример раннего английского рококо: интерес к частным аспектам жизни, «семейной» тематике, добродушно-иронические интонации повествования, сочетание критичности и снисходительности в оценках характеров и ситуаций.

Творчество А. Поупа. Классицистическая эстетика в «Опыте о критике». Философское звучание поэмы-трактата «Опыт о человеке».  Переводы Гомера и Шекспира. Критика «подчисток» классических произведений, выполненных А. Поупом.

Лекция 9. Английская драма XVIII века. Английский сентиментализм: поэзия и проза. «Готический» роман. Творчество Роберта Бернса 

Связь история английского театра в XVIII столетия с политическими тенденциями, обусловленными последствиями революционных событий предшествующего века. Попытки утвердить на английской сцене классицистическую трагедию, предпринятые Дж. Аддисоном. Трагедия из древнеримской истории «Катон»: утверждение гражданских и семейных ценностей. Критика трагедии Причины провала жанра высокой трагедии в Англии этого периода.

Возникновение нового жанра драмы в английской литературе. Жанр мещанской драмы («домашней трагедии») в творчестве Дж. Лилло. Драма «Лондонский купец»: критика мотовства, прославление бережливости, накопительства и неприкосновенность частной собственности. Специфика героя трагедии Лилло в сопоставлении с героем классицистической трагедии: на смену герою-аристократу пришел георй-простолюдин.

Роль в развитии английской драматургии Р. Б. Шеридана. Пьеса «Школа злословия». Использование традиционных приемов «комедии ошибок». Прием гротеска. Шеридан – мастер создания драматургического характера.

Поэзия и проза английского сентиментализма. Стерн и сентиментализм. Эстетическая программа Стерна. Чувствительность и насмешка в его романах.  Традиции Стерна в сентиментальной поэзии: мотив печали об утраченной старине, идеализация деревни, сострадание к бедняку, меланхолия и поэтизация чувствительности в творчестве О. Голдсмита («Покинутая деревня»), Дж. Томсона («Времена года», «Замок безделья»), Э. Юнга («Жалоба»), Т. Грея («Элегия»; перевод на русский язык В. А. Жуковским).

Возникновение в английской литературе жанра «готического» («черного») романа. Поэтизация и поэтика ужаса. Значение «готического» романа в развитии жанра. Творчество Уолпола, Льюиса.

Реалистические картины крестьянского быта в лирике Бернса. Прославление крестьянского труда. Сатирические стихи Бернса. Эпиграммы на аристократов и буржуа. Любовь к родине как основной мотив творчества поэта. Поэзия Бернса в переводах.

Лекция 10. Своеобразие французского Просвещения. Французская просветительская проза. Творчество Жан Жака Руссо как основоположника французского сентиментализма 

Общая оценка французской литературы XVIII в. Начало упадка французского абсолютизма, ведущие течения французской общественной мысли этого периода. Направления во французской литературе XVIII в. Монтескье – видный французский просветитель первой половины XVIII в. Государственный строй Франции в «Персидских письмах». Проблема человека в «Персидских письмах». Место этого произведения в развитии французского романа эпохи Просвещения. «Персидские письма» и жанр эпистолярного романа.

Жанр философской повести в творчестве Вольтера. Социальные, философские, политические взгляды писателя. Эволюция творческого метода Вольтера и ее отражение в философских повестях. Художественные приемы в философских повестях. Черты просветительского классицизма в трагедиях Вольтера. Основное содержание театральных нововведений Вольтера. Вольтер в России. Просветительская направленность повести Вольтера «Кандид». Философия имени – философия жизни (образ Кандида). Философия Панглоса. Событийный ряд новеллы (статус «события-приключения»). Роль фатума (рока, предопределенности); роль случая и закономерностей. Путешествие в Эльдорадо – вариант социальной утопии. Смысл финала «Кандида».

Драматургия и проза Д. Дидро. Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Борьба Дидро с абсолютизмом и феодализмом. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII столетия. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Творческая история диалога «Племянник Рамо». Жанровая природа этого «необычайного» (Гете) произведения. Философ («Я») как выразитель взглядов просветителей. Кризис Просвещения в творчестве Дидро. Дидро в России.

«Общественный договор» – политическая программа Ж.–Ж. Руссо. Педагогическая программа в романе Руссо «Эмиль, или О воспитании». Руссо в мировой литературе. Руссо и романтическая литература XIX века.

Лекция 11. Этапы Просвещения в Германии. Литература «Бури и натиска» и творчество Шиллера. Творчество Иоганна Вольфганга Гете – немецкого национального поэта 

Германия в XVIII веке: политический, экономический, культурный подъем. Особенности немецкого Просвещения. Специфические задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Неравномерность темпов и этапов литературного развития Германии на протяжении столетия. Различные течения в штюрмерском движении. Литературная программа штюрмеров. Их оценка античности, Шекспира, Руссо. Литературная деятельность Гердера, Ленца, Клингера. Черты историзма и народности в эстетике Гердера.

Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Творчество Лессинга. Эстетические взгляды писателя, критика, драматурга. Комедия Лессинга «Минна фон Барнхольм», просветительская драма «Натан Мудрый». Эволюция Лессинга-драматурга. «Эмилия Галотти» как ключевое произведение творчества драматурга. Жанровое своеобразие «Эмилии Галотти» как «бюргерской трагедии»: просветительская проблемность и сентименталистская патетика. Значение творчества Лессинга для становления национальной драматургии, развития языка.

Штюрмерский период творчества Гете и Шиллера. Эстетические искания раннего Гете и его «шексперизм» («Ко дню Шекспира»). Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. Ф. Шиллер периода «Бури и натиска». Бунтарский характер и жанровое новаторство его ранней драматургии («Разбойники», «Коварство и любовь»). Особенности поэтики сюжета: использование известного литературного мотива, коллизии и их актуализация. «Дон Карлос» как переломное произведение в развитии драматургии Шиллера: трансформация типа героя, тематики, стилистики.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Примерная тематика семинарских занятий

Семинарское занятие №1

Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина

1. Эстетические принципы П. Корнеля. История созданий и театральная жизнь трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна». Политическая направленность и проблематика трагедий П. Корнеля.

2.  Проблема характера, конфликта, положительного героя в трагедиях П. Корнеля. Специфика воплощения трагического. Критика Французской Академией трагедии «Сид». «Гораций» - трагедия классицизма.

3. Жан Расин: жизнь и творчество. Жанр любовно-психологической трагедии в творчестве Расина. Эстетические принципы драматурга. Трагедия «Андромаха», «Британик», «Федра». Политические и нравственно-психологические проблемы в трагедиях Расина.

4.  Отличие героев и способов реализации трагического в произведениях Расина и Корнеля. Р. Барт о расиновском герое.                

         Рекомендуемая литература:

1.  Корнель, П. Сид, Гораций, Цинна - любое издание.

2.  Расин, Ж. Андромаха, Британик, Федра – любое издание.

3.  Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. / С.Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1978.

4.   История зарубежной литературы XVII века / под ред. М. В. Разумовской. Изд. 2.  - М., 1999.

5.  Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

6.  Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.

 

Семинарское занятие №2

Жанр высокой комедии в творчестве Мольера

 

1. Жизненный и творческий путь Мольера. Реформа французской комедии. Эстетические и художественные принципы высокой комедии.

2. Комедия «Тартюф». Соответствие законам классицистического искусства. Специфика конфликта. Система образов. Критика религиозного лицемерия. Элемент трагического в пьесе.

3.  Комедия «Скупой». Мольер и Плавт. Специфика конфликта. Система образов. Критика накопительства и скряжничества. Элемент трагического в пьесе.

4. «Дон Жуан» - нарушение законов классицистического произведения. Элементы комедии и трагедии в пьесе. Специфика конфликта, наказание и истребление порока и его носителя в финале произведения. Дон Жуан как «вечный» литературный образ.

Рекомендуемая литература:

1.   Мольер. Тартюф, Скупой, Дон Жуан - любое издание.

2.   Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. / С.Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1978.

3.   История зарубежной литературы XVII века / под ред. М. В. Разумовской. Изд. 2.  - М., 1999.

4.    Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

5.    Бордонов Ж. Мольер (Жизнь в искусстве): Пер.с фр./ М.: Искусство. 1983 − 415 с.

 

Семинарское занятие №3

Проза французского классицизма

1.    Барокко в творчество Б. Паскаля. Философия и религия в «Мыслях» Паскаля.

2.    Жанр афоризма во французской литературе: «Максимы» Ларошфуко и «Характеры» Лабрюйера.

3.    Художественная проза классицизма. Роман «Принцесса Клевская» М. де Лафайет как предтеча психологического романа.

Рекомендуемая литература:

1.      Паскаль, Б. Мысли – любое издание.

2.      Ларошфуко. Максимы – любое издание.

3.      Лабрюйер, Ж. Характера – любое издание.

4.      Лафайет, де М. Принцесса Клевская  - по хрестоматии.

5.      Зарубежная литература XVII-XVIII вв.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1982.

6.      Зарубежная литература XVII века. Хрестоматия / сост. Б. И. Пуришев, Б. И. Колесников, Я. Н. Засурский. 2-е изд. - М., 1988. Т. 1.

7.      Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. / С.Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1978.

8.      История зарубежной литературы XVII века / под ред. М. В. Разумовской. Изд. 2.  - М., 1999.

9.      Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

10.  Забабурова Н. В. Творчество М. де Лафайет. - Ростов-на-Дону, 1985.

11.  Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. - Днепропетровск, 1971.

12.  Разумовская М. В. Ларошфуко, автор «Максим». - Л., 1971.

13.  Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль и европейская культура. - М., 1994.

 

Семинарское занятие №4

Литература Испании XVII века

                1. Лирика Гонгоры. Пышность стиля, сложность образной системы. Понятие гонгоризма.

2. Анализ сонета «Пока руно волос твоих течет…» (либо другого – по выбору).

3.  Педро Кальдерон де ла Барка — главный выразитель политических и художественных принципов барокко в испанской драматургии.

4. Мотив сна в драме «Жизнь есть сон». Система образов. Проблематика, конфликт, поэтика.

        Рекомендуемая литература:

1.  Гонгора, Л. Сонеты – любое издание.

2.  Кальдерон, П. Жизнь есть сон – любое издание.

3.  Зарубежная литература XVII-XVIII вв.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1982.

4.  Зарубежная литература XVII века. Хрестоматия / сост. Б. И. Пуришев, Б. И. Колесников, Я. Н. Засурский. 2-е изд. - М., 1988. Т. 1.

5.  Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII – XVIII вв. / С.Д. Артамонов. - М.: Просвещение, 1978.

6.  История зарубежной литературы XVII века / под ред. М. В. Разумовской. Изд. 2.  - М., 1999.

7. Пахсарьян Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

8.  Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. - М., 1990.

 

Семинарское занятие №5

Жанр романа в эпоху английского Просвещения

1. Роман Дефо «Робинзон Крузо» и Свифта «Путешествия Гулливера»

       1.1.  Полисемантичность романа Дефо «Робинзон Крузо» 

       1. 2. Полемика Д.Дефо и Д.Свифта: взгляд на просветительскую веру в человеческий прогресс

2. Романы С. Ричардсона, Г. Филдинга, Т. Смоллетта: психологические и социальные мотивы

       2.1. Психологизм романов Ричардсона

       2.2. Романы Г. Филдинга как пародия на добродетели, воспеваемые в романах С. Ричардсона

       2.3. Социальная направленность творчества Т. Смоллетта

Рекомендуемая литература:

1.  Дефо, Д. Робинзон Крузо – любое издание.

2.  Свифт, Дж. Путешествия Гулливера – любое издание.

3.   Филдинг, Г. История Тома Джонса, найденыша – любое издание.

4.   Ричардсон, С. Кларисса (по хрестоматии)

5.  Смоллетт, Т. Приключения Родерика Зэндома (по хрестоматии)

6.  История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Л.В. Сидорченко. Изд. 2.  - М., 1999.

7.   История зарубежной литературы XVII - XVIII века / под ред. Плавскина  - М.,1987.

8.   История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Плавскина М., 1987.

9.  Пахсарьян, Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

10.  Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия  / сост. Б. И. Пуришев, Ю. И. Божор. 2-е изд. М., 1988. Т. 2.

11.  Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. -  М., 1966.

12.   Муравьев В. Путешествие с Гулливером / В. Муравьев. - М., 1986.

 

 

Семинарское занятие №6

Творчество Вольтер. Философская повесть «Кандид, или Оптимизм»

1.    Жизненный и творческий путь Вольтера.

2.    Вольтер – философ. Вольтер – историк. Значение исторических трудов Вольтера.

3.    Эволюция художественного творчества писателя.

4.    Жанр философской повести в творчестве Вольтера.

5.    «Кандид» как лучший образец философско-художественной прозы Вольтера: специфика системы персонажей, образ Эльдорадо как пародия на утопию, сложность конечных выводов.

Рекомендуемая литература:

          1.         Вольтер. Кандид – любое издание.

2.        История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Л.В. Сидорченко. Изд. 2.  - М., 1999.

3.        История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Плавскина М., 1987.

4.        Пахсарьян, Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

5.        Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. - М.: Мысль, 1978. - 223 с.

 

 

Семинарское занятие №7

Трагедия «Фауст» как вершина творчества И. В. Гете и итог немецкого Просвещения

1.  История создания трагедии. Особенности композиции и стиля.

2.  Путь исканий Фауста. Мефистофель и диалектика познания. Фауст и трагедия Маргариты.

3.  Фауст и идея творческой активности.

4.  Фауст и Мефистофель как единство противоположностей в философской символике трагедии.

5.  Философская аллегория в «Фаусте».

6. Образ Фауста как «вечный» литературный образ.

           Рекомендуемая литература:

            1.  Гете, И. В. Фауст (перевод Н. А. Холодковского) – любое издание.

2. История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Л.В. Сидорченко. Изд. 2.  - М.,1999.

3.  История зарубежной литературы XVIII века / под ред. Плавскина М., 1987.

4.  Пахсарьян, Н. Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Учебно-методическое пособие / Н.Т. Пахсарьян. -  М., 1996.

5.  Аникст, А. А. Гете и «Фауст» / А. А. Аникст. - М., 1983.

6.  Аникст А. А. Творческий путь Гете / А. Аникст. - М., 1986.

7.  Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы / Б.И. Пуришев. - М., 1955.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. XVII век как культурно-историческая эпоха.

2. Барокко в литературе XVII в. Национальные варианты барокко.

3. Классицизм XVII в. как направление, художественный метод и стиль.

4. Барокко в испанской литературе XVII в. (культизм и консептизм).  Темный и ясный стиль Луиса де Гонгоры.

5. Творчество П. Кальдерона. Проблематика и поэтика драмы Кальдерона «Жизнь есть сон». Метафоричность названия произведения.

6. Английская литература XVII в. (общая характеристика).

7. Творчество Джона Милтона.  Проблематика поэмы Милтона «Потерянный рай».

8. Немецкая литература XVII в. (общая характеристика).

9. Немецкая поэзия XVII в.. Творчество Мартина Опица, Пауля Флеминга. Мистическая школа.

10. Жанрово-стилевое своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

11. Французская литература XVII в.: драматургия (трагедия, комедия), проза.

12. Творчество П. Корнеля. Особенности реализации трагического в «Сиде» и  «Горации».

13. Творчество Ж. Расина. Сопоставление трагического в произведениях Ж. Расина и П. Корнеля. Особенности любовно-психологической трагедии Расина («Андромаха», «Федра»).

14. Творчество Мольера. Поэтика «высокой комедии» в творчестве Мольера. Элемент трагического в комедиях «Тартюф», «Скупой», «Мизантроп».

15. Комедия Мольера «Дон Жуан» с точки зрения эстетики классицизма. Источник трагического и комического в произведении. Образ Дон Жуана в мировой литературе.

16. Проза французского классицизма (Мари де Лафайет, Жан Лабрюйер).

17. Французская моралистическая проза (Ларошфуко, Паскаль).

18. Принципы классицистической эстетики в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

19. XVIII век как историко-литературная эпоха.

20. Европейское Просвещение, его этапы и национальные варианты.

21. Сентиментализм как литературное направление XVIII века.

22. Английская литература XVIII в. (общая характеристика).

23. Творчество Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» как полисемантическое произведение. Просветительский уровень романа.

24. Сопоставление творческого метода Д. Дефо и С. Ричардсона.

25. Творчество Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера»: жанровые особенности, критика просветительской концепции исторического прогресса и «естественного человека».

26. Творчество Г. Филдинга. Жанровое своеобразие романа Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Г. Филдинг и С. Ричардсон.

27. Творчество Т. Смоллета. Роман «Приключения Родрика Рэндома»: образ главного героя, социальная проблематика. Том Джонс («История Тома Джонса, найденыша») и Родрик Рэндом.

28. Творчество Л. Стерна. «Сентиментальное путешествие» как путешествие во внутренний мир героя. Образ Йорика.

29. Жанровое новаторство романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди».

30. Художественное своеобразие поэзии Р. Бернса.

31. Драматургия Р. Б. Шеридана. Проблематика «Школы злословия».

32. Французская литература XVIII в. (общая характеристика).

33. Прием сатирического письма, роль фантастического элемента в романах Алена Рене Лесажа.

34. Проблематика и поэтика «Персидских писем» Монтескье.

35.Творчество Вольтера. Жанр философской повести у Вольтера («Кандид», «Простодушный», «Микромегас»). Реализация приема «остранения».

36. Драматургия Вольтера: трагедии «Заира», «Магомет». Поэма «Орлеанская девственница» как сатира на церковь и духовенство.

37. Д. Дидро и «Энциклопедия». Творчество Д. Дидро. Проблематика и поэтика романа Дидро «Монахиня».

38. Диалог «Племянник Рамо» Дидро как выражение кризиса Просвещения.

39. Творчество Ж.-Ж. Руссо. Особенности эпистолярного романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

40. Драматургия Бомарше.

41. Этапы Просвещения в Германии (общая характеристика).

42. Основные положения трактата Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии».

43. Жанровое разнообразие творчество Г. Э. Лессинга: трагедия «Эмилия Галотти», стихотворная драма «Натан Мудрый».

44. Поэзия Ф. Шиллера. Жанр баллады в творчестве Ф. Шиллера.

45. Проблематика и поэтика драматургии Шиллера (драмы «Разбойники», «Коварство и любовь»).

46. Творчество И.-В. Гете. Лирика Гете (жанрово-стилевое своеобразие). Жанровые особенности романа И.-В. Гете «Страдания юного Вертера».

47. Проблематика и поэтика трагедии И.-В. Гете «Фауст».

48.  Итальянская литература XVIII века: общая характеристика.

49. Жанр театральной сказки в творчестве К. Гоцци. Полемика с К. Гольдони.

50. Драматургия К. Гольдони.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: stadiesbgpu
Просмотров: 6349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск