Тексты
1. Гомер «Илиада». «Одиссея».
2.
Гесиод «Труды и дни».
3.
Эсхил «Прометей прикованный». «Орестея»
4.
Софокл «Царь Эдип». «Антигона».
5.
Еврипид «Ипполит». «Медея».
6.
Аристотель «Поэтика».
7.
Аристофан «Облака». «Лягушки».
8.
Геродот «История» (по хрестоматии).
9.
Фукидид «История Пелопоннесской войны»
(по хрестоматии)
10.
Лукиан «Разговоры богов».
11.
Лонг «Дафнис и Хлоя».
12.
Теренций «Свекровь».
13.
Плавт «Кубышка».
14.
Катулл. Лирика.
15.
Лукреций «О природе вещей».
16.
Вергилий «Энеида». «Буколики» (IV
эклога).
17.
Гораций Оды. Наука Поэзии
18.
Овидий «Метаморфозы» (7-8 частей).
19.
Сенека «Медея».
20.
Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел»
Обращаю ваше внимание: тексты, которые не помечены
замечанием «по хрестоматии», читаются в полном объеме! Сокращенный вариант текста (отрывки), представленный через переход по гиперссылке, дан для ознакомления и не исключает необходимости прочтения произведения в полном объеме. Выбор
литературы для обязательного прочтения обусловлен исключительно логикой
построения курса «Античная литература», которая, несомненно сопряжена с
внутренними законами развития античного искусства в целом и литературы – в
частности.
В
список включены поэмы Гомера – начало всей европейской культуры, а следовательно,
и ее славянской (в том числе и белорусской) разновидности.
Эпос
Гесиода «Труды и дни» – новый художественный взгляд на жизнь греков. Гесиод
выражает патриархальную точку зрения в противоположность аристократической
точки зрения Гомера. С тех пор в литературе всегда будут сосуществовать тексты,
отражающие жизнь во всем ее многообразии, представляющие интересы разных слоев
общества.
Важным
шагом в развитии литературы явилось возникновение лирики. Распад общинно-родовых отношений и
образование полисов привели к тому, что эпос не удовлетворял новые потребности
человека: потребности в выражении не коллективного, а частного, личного. Виднейшие
представители архаической лирики,
вдохновившие многих поэтов последующих эпох (Петрарку, А. Пушкина, М. Богдановича)
и оставившие образцы лирики, наиболее близкие современным представлениям о
лирическом жанре, – Алкей, Сафо, Анакреонт.
Ярчайшее
достижение греческого искусства – греческая драма. Изучение драматургии от
Эсхила до Еврипида позволяет студенту проследить генезис жанра: если Эсхила
волновали проблемы рода, Софокла – общечеловеческие проблемы: проблемы экзистенции
человека, жизни человека в обществе, то
Еврипид переносит центр тяжести в трагедии на переживания героя, открывая новый
источник трагического в литературе, – внутренний мир самого человека. Для
чтения студентам предлагаются лишь самые яркие, самые характерные произведения
поэтов.
Драма
в античности представлена в двух разновидностях – трагедии и комедии. Представитель комедии – Аристофан. 2
произведения этого автора вносятся в список для обязательного чтения: комедия «Облака», отражающая современную
культурную ситуацию в аттической Греции – спор между «древними и новыми», и
комедия «Лягушки», представляющая первый образец литературной критики.
Аристотель
(как и Гораций в римской литературе) – автор, мимо которого не может пройти ни
один филолог. До сих пор «Поэтика» – классическое и хрестоматийное
произведение, в котором впервые были выявлены роды литературы (эпос, лирика,
драма), впервые была теоретически структурирована драма (было дано определение
фабуле, представлены требования к характерам произведения и т.д.). И, наконец,
учение о катарсисе, в котором и раскрывается загадка силы искусства, его
благотворного и исцеляющего воздействия на человека, – духовное и душевное
очищение человека от снедающих его страстей через сострадание.
По
хрестоматии студентам предлагается ознакомиться с образцами греческой прозы
(новый вид художественного отражения мира) – произведениями «отца истории»
Геродота и Фукидида.
Сатирическое
произведение Лукиана «Разговоры богов» отражает смену мировоззрения греков,
отход от теологического объяснения мира, отказ от веры во всесилие и величие
богов. Именно по поводу возникновения этого произведения была сказана фраза «Богам
Греции однажды уже трагически раненным насмерть в «Прикованном Прометее»
Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в «Разговорах» Лукиана. Зачем так
движется история? Затем, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим
прошлым».
Роман
Лонга «Дафнис и Хлоя» – о зарождении первого любовного чувства – образец немногочисленного
наследия греческой литературы позднегреческого периода. В западноевропейской
литературе, начиная с конца XV в., роман Лонга вызывал огромный интерес, как
прообраз «пасторальных романов».
Главная
особенность римской литературы – вторичность. Римская литература формируется на
ресурсах греческой литературы, заимствую жанры, сюжеты, героев, поэтому особый
интерес представляет сопоставление.
Наиболее
популярна в Риме была комедия. Авторы
по-разному перерабатывали греческие оригиналы: Плавт усиливал смеховой элемент,
а Теренций разрабатывал мелодраматическую сторону. Комедии Плавта стали затем
основой для разнообразных переделок. Шекспир, Мольер, Лессинг, датский
комедиограф Гольберг, Пушкин занимались обновлением или переводами комедий
Плавта. Из русских писателей Плавтом особенно интересовался А. Н. Островский, в
архиве которого был найден неопубликованный при жизни перевод комедии «Ослы».
Студентам предлагается прочитать по одному произведению каждого автора:
«Кубышка» Плавта и «Свекровь» Теренция.
Образцы
римского эпоса – «О природе вещей»
Лукреция, «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» Овидия. Принципиально важно
изучение поэмы Лукреция потому, что впервые в художественной литературе идет
отказ веры в божественное управление миром, делается попытка научно обосновать
новое мировоззрение (в отличие от Лукиана). «Метаморфозы» Овидия единственное в
своем роде произведение римской литературы: римляне не смогли сформировать свою
собственную философию (Лукреций излагает философию Эпикура, Сенека не создал целостное
учение), кроме Овидия: его «Метаморфозы» - это новая философия бесконечности
существования: меняется физическое воплощение, а душа остается прежней.
«Энеида» Вергилия, нашедшая отзвук как в русской, так и в белорусской
литературах, излагает историю римского
народа по образцу греческого героического эпоса.
Римская
лирика представлена именами Катулла и
Горация. Как отмечалось, Гораций в поэзии так же, как Аристотель в прозе,
разрабатывал теоретические вопросы («Наука поэзии»). «Гимн Мельпомене» послужил
первоисточником знаменитого «Памятника» Пушкина.
Таким
образом, каждое из предлагаемых студентам для обязательного прочтения произведений занимает особое место в
структуре курса «Античная литература». Студенты знакомятся с ключевыми
произведениями европейской литературы, самыми видными образцами классической
филологии. Сознательное и осознанное изучение всех представленных произведений
призвано дать студентам прочные базовые знания по одному из самых важных
периодов развития европейской литературы – периода ее становления – и
обеспечить реализацию принципа историзма, одного из ведущих принципов изучения
литературы.
|