Понедельник, 16.06.2025, 01:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

План анализа поэтического и прозаичность произведения
26.03.2012, 20:08
План анализа поэтического текста 

Тема стихотворения:
  • пейзажная лирика;
  • общественно-политическая лирика;
  • любовная/интимная лирика;
  • философская лирика.

Сюжет:
  • есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
  • без сюжета: образы чувств (...).
Художественные средства, с помощью которых созданы образы:
  • Композиция: размер, рифма, ритм.
  • Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'      ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _      хорей 3-стопный;
'_ _ _      дактиль;
_ _' _     амфибрахий;
_ _ _'     анапест.
  • Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
  • Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
  1. эпитет - художественное определение;
  2. сравнение;
  3. аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  4. ирония - скрытая насмешка;
  5. гипербола - художественное преувеличение;
  6. литота - художественное преуменьшение;
  7. олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
  8. метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
  9. паралеллизм.
Стилистические фигуры:
  • повторы/рефрен;
  • риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
  • антитеза/противопоставление;
  • градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
  • инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
  • аллитерация - повторение одинаковых согласных;
  • ассонанс - повторение гласных;
  • анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
  • эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
  • Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское "Я".

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.


План анализа прозаического произведения

Сведения об авторе

История создания произведения

Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
  • ДЛ (действующие лица);
  • события.
Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
  • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
  • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка;
  • эпилог.
Композиция:
  • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
  • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
  • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
  • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
  • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.

Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обусловливают:
  • выбор темы и ее раскрытие;
  • разработку любимых жанровых форм;
  • язык;
  • использование художественных средств
Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).

Жанровые особенности:  
  • эпос 
  • рассказ  - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
  • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
  1. новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
  2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
  • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
  • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
  1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
  2. психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
  3. исторический - о событиях прошлого;
  4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
  5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Г.Г. Маркеса);
  6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
  7. эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Категория: Мои файлы | Добавил: stadiesbgpu
Просмотров: 2027 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск