Понедельник, 16.06.2025, 02:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Развернутые темы для сообщений по курсу «История итальянской литературы»
26.03.2012, 18:06
Задача студента: наиболее полно раскрыть выбранную тему, используя все возможные средства (видеопрезентация, распечатка слайдов, использование иллюстративного материала, чтение отрывков художественных произведений и т.д.).

1. Творчество Франциска Ассизского. Сицилийская поэтическая школа.
2. Предвозрождения как переходный период. Поэзия «Нового сладостного стиля»: жанрово-стилистические особенности, творчество Гвидо Гвиницелли. Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери. Новое понимание любви. Новые поэтические жанры: возникновение жанра сонета, его художественные особенности. 
3. Основные черты раннего творчества Данте. Расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Биография Данте. «Новая жизнь» как первая европейская художественная автобиография и как комментированный поэтический цикл. Образ Беатриче и традиции поэзии «Нового сладостного стиля». Трактаты Данте «Об итальянском языке», «О монархии», «Пир». Отражение в их содержании и форме черт Предвозрождения. 
4. «Божественная комедия» Данте как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения. Замысел поэмы. Художественный метод и стиль Данте. Проблема жанра (связь с античной традицией и черты средневекового видения). Роль мистических чисел в композиции поэмы. Символика образов. Роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека. Данте и русская культура. Данте в восприятии А.С. Пушкина, Н.В. гоголя, А.А. Блока. 
5. Общая характеристика Возрождения в Италии. Идейно-тематические и жанровые особенности литературы итальянского гуманизма. Раннее Возрождение (Треченто, XIV век). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Биография поэта. Композиция, язык и стиль «Канцоньере» («Книге песен») – лирической исповеди поэта. Поэтическое новаторство. Образ Лауры в первой  («На жизнь Лауры») и второй («На смерть Лауры») частях книги. Герой «между Мадонной и Лаурой» как основной мотив «Книги песен»; прием антитезы. Индивидуализация любовного чувства. Развитие жанра сонета. Стихи о судьбе Италии. Поэма «Африка» на латинском языке. Книга диалогов «О презрении к миру», раскрытие в ней душевныхметаний поэта. Размышления о любви, славе, Боге в трактате «О средствах против счастья и несчастья». 
6. Джованни Боккаччо. Биография. Знакомство с Петраркой. Боккаччо как основоположник психологизма в европейской литературе: повесть «Элегии мадонны Фьяметты». Жанровое разнообразие в творчестве Дж. Боккаччо. Боккаччо как создатель жанра новелл.  «Декамерон» - один из величайших памятников Возрождения. Поэтика «Декамерона». Организация новелл (роль рамочной новеллы о чуме во Флоренции в 1348 г.). Гуманистическая концепция мира и человека, реабилитация земного, плотского начала, оптимизм, трагическое и комическое в раскрытии судьбы человека. Осуждение книги церковью, Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения. Дж.Боккаччо как основоположенник итальянского прозаического литературного языка. «Декамерон» - самая популярная книга европеского Возрождения. Боккаччо и русская культура.
7. Высокое Возрождение (Кватроченто, XV век). Достижения итальянской культуры XV века. Расцвет гуманизма. Деятельность Платоновской академии во Флоренции и ее роль в развитии итальянской культуры и литературы XV в.. Пико де ла Мирандела о величии человека. Рождение исторического взгляда в трудах Бруни. Расцвет живописи, культуры, архитектуры: Альберти, Донателло, Боттичелли,  Мантеньи, Веррокьо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, ранний Тициан (представить иллюстрации)
8. Литература Высокого Возрождения. Полициано, Л.Пульчи,   М.Боярдо, Лоренцо де Медичи. Развитие литературы на латыни в 15 в. и ее особенности. А. Полициано и его роль в развитии литературы на volgare. «Сказание об Орфее» Полициано – первая гуманистическая драма итальянского Возрождения. Художественные особенности поэмы А.Полициано «Стансы на турнир». Развитие рыцарской поэмы в литературе XV в.: «Большой Моргант» Луиджи Пульчо. «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо. Переосмысление мотивов «Песни о роланде» в этих произведениях. Кружок гуманистов Лоренцо де Медичи Великолепного. Особенности творчества Лоренцо де Медичи.
9. Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI век). Появление кризисных тенденций в ренессансной культуре конца XV века. Сожжение произведений искусства Савонаролой. Усиление этих тенденций в XVI веке («Князь» Н. Макиавелли, позднее творчество Микеланджело, Корреджо, Тициана, живопись Тинторетто, Караваджо - представить иллюстрации). Стихи Микеланджело. Маньеризм -  течение в европейском искусстве, свидетельствующее о приближении конца Возрождения. Дж. Бруно - мыслитель и поэт. 
10. Основные достижения итальянской литературы XVI века. Классицизм в итальянской литературе XVI века. Судьба поэтической традиции Петрарки (петраркизм, его основатель П. Бемпо). Идейно-тематические и стилевые особенности поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Ариосто как основоположник итальянской «ученой комедии», использование им традиций Плавта, Теренция. Мировоззрение и творчество Н.Макьявелли. Развитие жанра «ученой комедии» в творчестве Макиавелли («Мандрагора»), Пьетро Арентино («Придворная жизнь»), Дж. Бруно («Подсвечник»). Жизнь как карнавал. Зарождение комедии масок (комедии дель арте). Первая итальянская классицистическая трагедия «Софониста» Джан Джорджо Триссино (опора на правила Аристотеля, традиции Софокла, Еврипида), развитие его традиций в итальянской драматургии («Горации» П. Арентино как предвосхищение «Горация» Корнеля). 
11. Развитие итальянской прозы в XVI веке. Итальянская биографическая проза в XVI веке: «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджио Вазари. Проблема художественного метода в творчестве Торквато Тассо. «Аминта» Тассо – наиболее совершенный образец итальянской пасторальной драмы. Возникновение пасторальных жанров в позднем Ренессансе. «Аркадия» Саннадзаро и ее значение в становлении жанра пасторального романа в европейской литературе Нового времени. Античная пасторальная поэзия в прозаическом «переложении» Саннадзаро. Тассо – переходная фигура и связующее звено между Возрождением и XVII веком. Поэтика барокко в поэме Тассо. «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо – как опыт создания религиозно-героического эпоса в октавах, подводящий итог развития Ренессанса в Италии.
12. Особенности историко-литературного процесса в Италии XVII века. Потеря национальной независимости, экономический упадок, усиление контрреформаторской деятельности католической церкви. Философия и наука в Италии XVII века. Развитие научной прозы в литературе 17 в. (Т.Кампанелла, Дж.Вико). Деятельность Галилея, его роль в культурной жизни Европы.
13. Барокко как основное литературное направление в итальянской литературе XVII века. Поэзия итальянского барокко. Творчество Дж. Марино. Особенности видения мира и его поэзии: гедонизм и мотивы бренности жизни. Специфика барочной метафоры в поэзии Марино, функция «кончетти», соединение чувственного и рационального в поэтических образах Марино. «Маринизм» как особое стилевое течение европейской поэзии. Школа маринизма в Италии.
14. Своеобразие итальянского Просвещения и специфика развития литературных направлений и жанров. Черты эстетики Просвещения в творчестве Дж. Парини. Особенности социально-политических условий в Италии XVIII века. Отрицательное отношение писателей XVIII столетия к литературным тенденциям предшествующего периода. Роль французского классицизма в развитии литературы в Италии и борьба с «франкоманией» в процессе утверждения национальных форм классицизма. 
15. Гольдони как реформатор итальянского театра, основоположник национальной итальянской драматургии.  Жанр мелодрамы в итальянском театре XVIII века. Мелодрамы Метастазио. «Трогательное» как важная составляющая мелодраматического сюжета. Упадок комедии дель арте и борьба с ней в творчестве Гольдони. Мольеровские традиции и поэтика рококо в комедиях Гольдони. Отказ от персонажа-маски и психологизация характера. Демократические персонажи пьес Гольдони и их роль в развитии комедийного действия («Слуга двух господ», «Трактирщица»). Значение творчества Гольдони для развития западноевропейской комедии XVIII века.
16. Гоцци и его роль в итальянском театре XVIII столетия. Антипросветительская позиция Гоцци. Защита Гоцци комедии дель арте и полемика с Гольдони. Жанровое своеобразие «фьябы»: традиции народной сказки и комедии дель арте. Своеобразие фантастики и иронии, особенности рококо во «фьябах» «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот». Трагедии Альфьери: своеобразие использования античного сюжета. «Трагедии тирании» и «трагедии свободы». Особенности классицизма драматургии Альфьери (неоклассицизм).
17. Итальянский романтизм. Методы, жанры, персоналии итальянской литературы XIX в. Исторические условия возникновения романтизма в Италии. Периодизация. Связь с общественными движениями. Историография Д. Вико, философские и этические идеи В. Джомберти. Борьба классиков и романтиков. Идеи Д. ди Бреме, Д. Берше, У. Фосколо, А. Мандзони. Новое видение истории в прозе и драматургии А.Мандзони («Обрученные», «Граф Карманьола»).
18. Особенности художественного метода Дж.Леопарди. Интеллектуальная поэзия Леопарди – философский, эстетический, нравственный идеал. Идея героизма духа на первом этапе творчества, мировая скорбь как скрытое сопротивление – второй этап, преодоление скорби и усиление сатирических черт на третьем этапе. Философская лирика Дж.Леопарди. Идейно-тематическое и художественное своеобразие творчества У.Фосколо.
19. Кризис романтического восприятия эпохи Рисорджимента. Воссоединение Италии и завершение Рисорджименто (национально-освободительное движение итальянского народа против иноземного ига). Образование единого государства. Распространение позитивистских идей. Их влияние на формирование веризма. Формирование реализма в 80-е годы. Итальянская версия натурализма - «веризм». Основные представители веризма (Дж. Верга, Л. Капуана, М. Серао). Дж. Верга – глава веризма. Полемика Верги с «растрепанными».  Новелла «Сельская честь» - образец веризма в творчестве Верги. Веризм и психологизм в творчестве Г. Деледды. Кризис веризма. Интуитивизм Б. Кроче.  
20. Декаданс в итальянской литературе (Г. Д’Аннунцио). Жанровое и тематическое многообразие творчества ’Аннунцио. Эволюция от символизма («Невинный») к неоромантизму («Морские оды», «Корабль»). Влияние Достоевского, Ницше. Понимание индивидуализма у д’Аннунцио (роман «Пламя», драма «Джоконда») Итальянский роман XIX в. Традиции и новаторство в итальянской поэзии последней трети XIX в. (Дж.Кардуччи, Дж.Пасколи, Г.Д’Аннунцио).
21. Итальянская литература XX века. Общая характеристика историко– литературной эпохи. Авангардизм. Футуризм. Герметизм. Неореализм. Психологический роман. Интеллектуальная проза. Постмодернизм. Современное состояние литературы.
22. Авангардистские течения 10 – 20-х годов. Поиск и утверждение новых форм художественного изображения действительности. Авангардистские течения как проявление стремлений к обновлению искусства. Авангардизм итальянского футуризма. Маринетти – теоретик и глава футуризма. Манифесты футуризма. Противопоставление художественным ценностям и традициям культуры эпатирующего искусства, футуристических критериев прекрасного – силы, энергии, скорости. Прославление войны как «гигиены мира». Роман Маринетти «Мафарка – футурист». Уподобление человека машине. Футуристическая поэтика «нового лиризма». Футуризм Маринетти и русские футуристы.
23. Философское истолкование действительности в драматургии Пиранделло. Пиранделло – реформатор итальянского и мирового театра. Пьесы «Шесть персонажей в поисках автора», «Генрих IV». Художественные особенности творчества Пиранделло. Отказ от обычного развития фабулы и разрушение понятия характера. Столкновение лица и маски как главная проблема и основа действия пьес Пиранделло. Истолкование действительности в условно – парадоксальных формах. Концепция человека в условиях хаоса бытия. Гротеск, трагическое и комическое в драматургии Пиранделло. Влияние условного театра Пиранделло на театральное искусство ХХ века. Поэзия сумеречников как феномен итальянской литературы конца XIX – начала ХХ вв.
24. Литература второй половины ХХ века.Общая характеристика периода. Обзор литературных течений.  Психологический роман. Психологизм в творчестве И. Звево. Магический реализм Массима Бонтемпелли. Артистическая проза Джованни Папини. Идеи фрагментаризма, кризиса культуры («Сумерки философов»). Антифашистская проза в итальянской литературе середины ХХ в. Творчество Э. Витторини. «Люди и нелюди». 
25. Поэзия итальянского герметизма. Роль авторского сознания. Слово как заклинание. Дж. Унгаретти: жизненный и творческий путь. Э. Монтале, У. Саба. Поэзия Сальвадоре Квазимодо. Личностное содержание поэзии, культ слова. Сборник «Жизнь не сон». 
26. Основные черты литературы неореализма.  Неореализм – как качественно новое художественное направление. Рассказ от лица простого человека о жизни простого человека. Война и Сопротивление в неореализме. Ангажированность автора. Кризис неореализма.  Неореализм и экзистенциализм в творчестве Ч. Павезе. Экзистенциальное одиночество как основная тема творчества Павезе. Поэтика мифа. Проблема выбора, тема ответственности в романе «Дом на холме». Символика повести «Луна и пожары». 
27. Творчество И. Кальвино. Философско – аллегорическая трилогия «Наши предки» («Разрубленный виконт», «Барон на дереве», «Несуществующий рыцарь») как своеобразная рациональная попытка познания мира. Этические проблемы современности в трилогии. Сочетание реалистического в целом видения мира со значительным фантастическим элементом, игрой ума и воображения. Многообразие форм художественного  повествования. Роль чисел в сборнике «Паломар».
28. Итальянская литература и кинематограф. Пазолини – поэт, прозаик, кинодраматург, режиссер. Своеобразие литературного творчества Пазолини. Пазолини как нарушитель канонов и одновременно продолжатель художественных традиций. Увлечение марксизмом. Поэма «Открытие Маркса». Стихи «Песнь о народе», «Моей стране», «Молитва к матери», «Городской напев» и др. Романы «Лихие парни» и «Жестокая жизнь». Сборник поэзии «Прах Грамши» Пазолини. «Теорема» (сборник статей, сценариев) как целостное постижение кинематографического мира Пазолини. Постоянные мотивы Пазолини - кинематографиста: гуманистическое любование материальной природой человека, социальное неравенство как зло, извращающее и уродующее всякие человеческие отношения, повышенное внимание к немагистральным, «еретическим» направлениям в культуре, простое и трагичное осознание конечности всего человеческого и неумолимости Рока («Царь Эдип», «Медея», «Декамерон» «Евангелие от Матфея» и др.). 
29. Особенности прозы А.Моравиа. Жанровое и тематическое многообразие творчества Моравиа. Моравиа – мастер психологического анализа. Роман «Чочара».  Неореализм в творчестве Моравиа. Творческие эксперименты («роман в романе» «Внимание»). Разнополюсность его произведений: реализм и фрейдизм. Значение Моравиа в культурной жизни Италии. Моравиа и кинематограф.
30. Экранизация произведений современной итальянской литературы. Н. Амманити «Последний новый год человечества» (фильм Марко Ризи, 1998),  «Я не боюсь» (фильм Габриэле Сальватореса, 2003), Дж. Куликкья «Все равно тебе водить» (фильм Давиде Феррарио, 1997), М. Мадзантини «Не уходи» (экранизация 2004г.), А. Табукки «Утверждает Перейра» (экранизация 2005 г.), С. Тамаро «Иди, куда ведет тебя сердце»  (режиссер Кристина Коменчини, 1995).
31. Постмодернизм в итальянской литературе. Черты постмодернистской литературы. Роман И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» как предвосхищение постмодернизма. Интеллектуальная игра. Специфика взаимоотношений Читатель – Автор.
32. Творчество У. Эко. Биография. Эко как теоретик литературы. Процесс переосмысления прошлого «иронично, без наивности». «Имя розы»: черты постмодернизма в романе. Интерес к знаку, интертекстуальность, игровой элемент, ирония, «сотворение читателя». Многоуровненность произведения. Детективный и исторический уровень. Средневековье романе. Смысл названия. Роман «Маятник Фуко» как сжатая панорама западной культуры. стилистическая игра. Постмодернистская эстетика в романе «Остров накануне».
33. Женская проза в итальянской литературе. Э. Моранте. Реализм творчества. Роман «История» («La Storia»): гуманистическая направленность, сочувствие и соучастие в страданиях человека, изображение стремления к недостижимому счастью, призыв к разуму, помогающему соблюсти  человеческое достоинство. Д. Мараини. Феминистическая направленность творчества. Роман «Голоса»: жанр психологического детектива. О. Фаллачи. Женская тема в очерке «Бесполезный пол», романе «Пенелопа на войне». Собирательный образ современной женщины в романе «Письмо к нерожденному ребенку». Тема материнства. Эссе «Ярость и гордость» как отклик на события 11 сентября 2001г. Полемичность произведения. Особенность гражданской позиции автора. С. Тамаро. Реалистичность и психологизм, критический подход к окружающему миру в романе «Anima mundi». Женская тема в творчестве Тамаро.  Дилогия «Иди, куда тебя ведет сердце» и «Слушай мой голос» («Только для голоса»). Сборник повестей «Ответь мне». Н. Гинзбург. Сборник «Семейные беседы. Романы, повести, рассказы»: богатство образной палитры и тонкий психологизм, раздумья об эпохе, о смысле жизни, о судьбе женщины. 
34. Бестселлеры итальянской литературы. Роман Симоны Винчи «Номер 411», М. Мадзантини «Не уходи», Г. Верасани «Оглянись назад, детка», Биба Мерло «Любовный напиток. У каждого мужчины свой вкус и букет», Л. Литтиццетто «По кочану», «Одна как стебель сельдерея». 
35. Основные черты литературного процесса в Италии на рубеже ХХ - ХХI вв. А. Барикко. Использование элементов эстетики модернизма, стилистики «классической» интеллектуальной прозы и массовой литературы. Романы «Замки злости», «Море – океан», «Шелк», «City», «Такая история». А. Табукки. Поиски собственного «я» в романах «Ночной индеец», «Линия горизонта». Тема свободы в романе «Утверждает Перейра». «Разговор для себя самого» в романе «Становится все позже». Тема смерти в романе «Тристан умирает».
36. Н. Амманити. Сборник рассказов «Грязь». Действительность глазами ребенка в романе «Я не боюсь». История сына и отца, сложных человеческих взаимоотношений в романе «Как велит Бог». Бестселлеры итальянской литературы. Дж. Фалетти «Я убиваю», К. Магрис «Другое море», Ф. Маттеуччи «Затмение», Ф. Ленуар «Пророчество Луны», А. де Карло «Уто». 
37. Виртуальная экскурсия-обзор «Культура и искусство Италии».
38. Виртуальная экскурсия-обзор «Литература Италии: от античности до наших дней».

Категория: Мои файлы | Добавил: stadiesbgpu
Просмотров: 3057 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск