Понедельник, 16.06.2025, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт преподавателя

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Вопросы к экзамену по курсу «Античная литература»
29.07.2011, 12:51

Программа экзамена по дисциплине

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

  1. Понятие об античном обществе и литературе. Периодизация греческой и римской литературы.
  2. Историческое значение античной литературы.
  3. Греческая мифология. Периодизация. Характеристика периодов греческой мифологии.
  4. Олимпийский период греческой мифологии. Боги и герои. Циклическое многообразие греческой мифологии.
  5. Основные категории греческой мифологии и литературы и их художественное воплощение: хубрис, ананхе, философия «золотой середины».
  6. Античная мифология и литература как источник фразеологизмов (знать не менее 15 фразеологизмов и их значения в современном русском языке).
  7. Сюжет, композиция и нравственная проблематика поэмы Гомера «Илиада».
  8. Сюжет, композиция и нравственная проблематика поэмы Гомера «Одиссея».
  9. «Гомеровский вопрос» в литературоведении. Роль Г. Шлимана в области исследования поэм Гомера.
  10. Своеобразие эпического мировоззрения и стиля. Законы эпоса.
  11. Специфика гекзаметра.
  12. Греческий дидактический эпос: поэма Гесиода «Труды и дни».
  13. Гомер и    Гесиод – два полюса в художественном взгляде на жизнь греков.
  14. Общая характеристика и основные направления древнегреческой лирической традиции.
  15. Элегия и ямб как виды героической лирики. Основные представители.
  16. Монодийная мелическая поэзия (на примере творчества Алкея, Сапфо, Анакреонта).
  17. Хоровая лирика и ее виды: дифирамбы, эпиникии, энкомии. Представители хоровой лирики.
  18. Истоки греческой драмы и устройство греческого театра. Роль хора в художественной структуре трагедии.
  19. Аттический период древнегреческой литературы – «век Перикла». Греко-персидские войны и полисный патриотизм.
  20. Особенности мировоззрения и художественного стиля Эсхила. Трилогия Эсхила «Орестея»: сюжет, образы, тема родового проклятия, идея сострадания и милосердия.
  21. Трагическое свержение культа богов в греческой литературе: трагедия Эсхила «Прометей прикованный».
  22. Творчество Софокла. Философская проблематика трагедии «Царь Эдип».
  23. Элементы философии экзистенциализма в творчестве Софокла: трагедия «Антигона».
  24. Еврипид – поэт эпохи кризиса полисной идеологии. Новое в понимании трагического (в сопоставлении с творчеством Эсхила и Софокла).
  25. Психологизм драматургии Еврипида: изображение страстей в трагедиях «Медея», «Ипполит».
  26. Древнегреческая комедия: происхождение, структура, образы, социальная функция.
  27. Особенности мировоззрения Аристофана. Проблематика творчества Аристофана. Проблемы воспитания, сатира на современную философию в комедии «Облака».
  28. Комедия Аристофана «Лягушки» - первый образец литературной критики. Эстетические воззрения Аристофана по комедии «Лягушки».
  29. Греческая проза V – IV вв. до н.э. Общая характеристика.
  30. Древнегреческая историческая традиция. Историографические принципы Геродота.
  31. «История Пелопонесской войны» Фукидида. Историографические принципы Фукидида (в сопоставлении с Геродотом).
  32. Философский диалог как особая форма философского повествования. Философия Сократа, идеализм Платона. 
  33. Основные проблемы «Поэтики» Аристотеля: сущность искусства, учение о трагедии, вопрос о «катарсисе».
  34. Македонское господство в Греции и эллинизм. Общие особенности эллинистического периода развития греческой литературы.
  35. Александрийская поэзия: жанры, темы, основные представители.
  36. Художественные особенности романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
  37. «Разговоры богов» Лукиана как образец комического свержения культа богов в античной литературе.
  38. Греческая литература периода римского владычества. Аттикизм.
  39. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха как образец античной биографии.
  40. Римская мифология. Римские боги и трансформация греческого пантеона.
  41. Специфические особенности развития римской литературы. Периодизация римской литературы.
  42. Римский театр. Традиции и новаторство по сравнению с греческими театральными постановками.
  43. Основные виды римской драматургии (сатира, ателлана, мим, тогата, паллиата, трагедия).
  44. Римская литература периода Республики. Жанр паллиаты в творчестве Плавта. Анализ комедии «Кубышка».
  45. Комедии Теренция: отношение к греческим оригиналам и отличие от комедий Плавта. Анализ комедии «Свекровь».
  46. Римская проза первой половины I в до н.э.: трактаты Цицерона.
  47.  Литературная деятельность Гая Юлия Цезаря.
  48. Атомистическая теория Эпикура – Лукреция по поэме «О природе вещей»: отражение смены мировоззрения в античном обществе.
  49. Александринизм в римской литературе. Основные темы лирики Катулла.
  50. Римская литература периода Империи. Октавиан Август и Меценат.
  51. Творчество Вергилия: «Буколики» (особенности IV эклоги).
  52. Традиции греческого дидактического эпоса в «Георгиках» Вергилия.
  53. Героическая поэма Вергилия «Энеида»: повод для написания, художественное своеобразие, идейная направленность, традиции и новаторство.
  54. Творчество Горация.
  55. «Наука поэзии» Горация как манифест римского классицизма.
  56. Римская элегия: творчество Тибулла, Проперция.
  57. Этапы творчества Овидия. Любовные стихотворения Овидия, лирика времен изгнания.
  58. Философия бесконечности существования в «Метаморфозах» Овидия.
  59. Трагедия Сенеки «Медея». Новое в понимании трагического (в сопоставлении с Еврипидом).
  60. Идейная концепция и литературная форма романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
  61. Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний.
  62. Жанр басни в античной литературе: творчество Эзопа.
  63.  Жанр басни в творчестве Федра.
  64. Основные философские системы древности: стоицизм, скептицизм, кинизм (цинизм), эпикурейство.
  65. Основные положения исследования М. Л. Гаспарова «Древнегреческая хоровая лирика».
  66. Основные положения исследования М. Л. Гаспарова «Вергилий, или поэт будущего».
 
 

Подготовить наизусть отрывки, на экзамене при себе необходимо иметь конспект вышеуказанных статей. 

Категория: Мои файлы | Добавил: stadiesbgpu
Просмотров: 5122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск