Тайна античного миросозерцания
Петр Киле
Задумывались ли вы, почему миросозерцание древних
греков, сияющее и поныне, как свет из-за горизонта, сохраняет свою удивительную
привлекательность и чудесную животворную силу, что проявило себя в расцвете
искусств и мысли в эпоху Возрождения в странах Европы и в России, особенно в
явлении Пушкина, поэта столь же античного, сколь и ренессансного, только на
русской почве, что всеми нами вполне угадывается, но не осознано?
Естественен вопрос, в чем же сила и тайна античного
миросозерцания? Ведь боги Греции давно умерли. Каким же чудом они воскресли в
Средние века, в условиях торжествующего морализма (религии, церкви, моральной
философии), что дало феномен, названный, верно, недаром Возрождением?
Тип античного миросозерцания, как и ренессансного, -
это эстетизм, всеобъемлющий, основополагающий, жизнестроительный, а не
частичный, односторонний, как у романтиков, весьма склонных к моральной
рефлексии.
В античности, как известно, никакой эстетики не было,
хотя бы потому, что античная философия сама и есть эстетика, значение которой,
с выделением ее в XVIII веке в отдельную дисциплину, лишь сузилось, то есть
эстетику сделали столь же нормативной, как этику, с чем вовсе оторвав их от
жизни.
С тех пор понятие эстетического кажется чем-то сугубо
теоретическим или элитарным, а сфера человеческого, духовного характеризуется
именно как сфера морального, религиозного.
Античность не знала такого разрыва, эстетическое
заключало в себе и понятия морали, как и законы государства и природы.
Эстетизм противоположен христианству, типу
миросозерцания, пришедшему на смену художественной религии греков и
выступающему именно как морализм. Кстати, односторонность и несбыточность
упований романтиков связаны не с культом красоты, а моральной рефлексией, пусть
предельно эстетизированной, тем не менее разрушительной для духа или формы
искусства.
Одна из тайн непреходящей ценности античного искусства
заключается в том, что греки воспринимали мир как абсолютную эстетическую
действительность, вечно новую, вечно прекрасную. В ней существовала своя
иерархия: судьба - боги - космос - природа - человек - искусство.
Эти столь же предельные обобщения, сколь образно и
телесно конкретные явления имеют отношения между собою тоже сугубо
эстетические. По сути, судьба, которой подчиняются и боги, и космос, и люди, -
это эстетическая идея, как и боги, выступающие как предельные обобщения разных
областей космоса и разных сторон его бесконечно изменчивой жизни, - тоже
эстетическая идея.
Человек сливается с космосом, поскольку они как бы
идентичны по природе, различие лишь количественное. Макрокосм и микрокосм -
одно и то же. Одно - универсально, другое - индивидуально. Вечное существование
того и другого в своей последней основе есть вечный миг.
Так что грек, как пишет Алексей Лосев в многотомной
«Истории античной эстетики», не чувствовал подавленности перед космосом, а,
наоборот, ощущал свою причастность к нему, воспринимая его как совершеннейшее
произведение искусства. И это для него было бесконечно важно, особенно в череде
столетий, когда вера в богов теряла свою антропоморфную красочность. Космос
оставался для грека классического периода непреходящим произведением искусства,
которому он не переставал удивляться, как мы - чудесным созданиям античного
искусства.
Да и традиции, нравы, религиозные представления,
вплоть до развитых религий, - это всего лишь своеобразные формы эстетического
восприятия действительности, основа и арсенал для ремесел и искусства.
Эстетические явления первичны! Такова природа
мифологий всех народов мира. Мифы и говорят о первичности эстетических явлений
и форм в становлении человеческого сознания и сообщества. Добро и зло
первоначально воспринимали безусловно чисто эстетически, в
непосредственно-телесной, образной форме.
Вообще язычество не есть ли сугубо эстетический этап в
развитии человечества? В отношении античности в этом не приходится сомневаться.
Такой взгляд, лишенный, казалось бы, новизны, может оказаться для нас в высшей
степени плодотворным. Мы видим целый мир, который существовал «по ту сторону
добра и зла», с христианской точки зрения. Он не исчез, а сохранил себя в
традициях и нравах народов, в сказках, в созданиях искусства и мысли, что и
поныне объемлет нас, как чудесная красота неба.
Истоки миросозерцания древних греков - в мифах,
которые определили и миросозерцание римлян, и народов Европы после эпохи
Возрождения. Воздействие мифов Древней Греции каждый знает по себе из детства
или юности. В мифах всех народов мира много чудесного, ужасного, сказочного, но
отличительная черта древнегреческой мифологии - это красота. Красота богинь,
красота природы, красота мироздания.
Но следует помнить, что с мифами Древней Греции мы
приходим в соприкосновение не в их первозданном виде, как обычно с мифами
народов мира, а в сфере классического искусства, со снимками развалин
прекрасных дворцов и изваяний, а также поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и
трагедий в самый первоначальный период зарождения театра.
Словом, уже через мифы Древней Греции, еще не ведая о
том, а также историю Древней Греции, мы соприкасаемся с классической
древностью, первоосновой европейской цивилизации и культуры через Рим и эпоху
Возрождения.
Перед нами путь классического образования, который был
начат еще в Афинах V-IV веков до н.э. изучением в школах поэм Гомера. Эллада
воспиталась на поэмах Гомера, в которых греки находили всю сумму знаний о мире,
о доблести, о воинском искусстве и т.д., по сути, Эллада воспиталась на красоте
поэтического восприятия мира, с зарождением и созданием образцовых произведений
архитектуры, ваяния, живописи, поэзии и драмы.
Что же это было? Величайший расцвет искусств и мысли в
условиях непрерывных войн с персами и между греческими государствами на
протяжении жизни двух-трех поколений. Не напоминает ли это эпоху Ренессанса?
Сходные явления мы увидим и в истории Китая, в
мусульманском мире...
Явления, связанные с зарождением и расцветом античного
искусства и мысли в Афинах V-IV веков до н.э., ныне прояснивается, имеют те же
причины, каковые привели к эпохе Возрождения в странах Востока и Европы.
Перемены в умонастроении Средних веков впервые
проступают в творчестве Данте Алигьери и в особенности Франческо Петрарки.
Казалось бы, Данте и Петрарка остались всецело верующими и поэтами в рамках
христианской религии и мифологии, в рамках средневекового миросозерцания. Но
что такое небольшая лирическая повесть «Новая Жизнь» Данте? Что такое лирика
Петрарки? Это песнь любви к Беатриче? К Лауре? Да. Но это прежде всего поворот
поэтов от Бога и богоматери, коих они попрежнему почитают, к человеку, к миру
его чувств и мыслей, с открытием природы и искусства как среды его обитания.
И это было сугубо поэтическое и жизненное открытие, то
есть в условиях средневекового миросозерцания человек и мир были восприняты как
эстетическая действительность. Любовь Данте к Беатриче в девять лет и до конца
жизни заступила чувство средневекового человека к Богу и богоматери. Но если Данте
остается при этом в сфере христианской теологии, то Петрарка, кроме песен к
Лауре, реально открывает природу, совершая даже восхождение на гору, чтобы
увидеть дали, как вскоре отправятся в путешествия первооткрыватели Америки.
Этот порыв возникает лишь с самосознанием человека,
помимо Бога, наравне с Богом, с желанием понять свое место на Земле и в
мироздании.
Понятие гуманизма связывают с филологией, но оно
осталось бы в штудиях ученых, если бы не совершился в умонастроении,
мировосприятии эпохи поворот к человеку, к его земной жизни, с открытием
природы человека, с изучением анатомии, с открытием природы, с исследованиями
Земли, что сопровождалось изучением античного искусства и мысли, поскольку это
обращение к человеку впервые дало изумительные плоды в древности, и вновь
теперь с явлением гениальных архитекторов, художников, мыслителей, что и было
осознано как Ренессанс.
На первый взгляд, казалось, речь идет о подражании
древним, но, по сути, это было то же самое, о чем говорили древние, - о подражании
природе. Почему природе? Да, потому что природа, как и космос, древние греки
воспринимали как абсолютную эстетическую действительность.
Таким образом, первопричина и сущность явлений,
связанных с расцветом искусств и мысли, ренессансных явлений - это поворот от
сакрального к человеку, от религиозных представлений о мире к природе, от
морализма к эстетизму.
Впервые эти явления в истории цивилизаций и культур в
наиболее отчетливой форме мы наблюдаем в Афинах V-IV веков до н.э. Теперь
становится ясно, что это были те же ренессансные явления, какие пережили страны
Европы как эпоху Возрождения.
Ренессанс в Афинах V-IV веков до н.э.? Да. Это
воистину так. Если в истории Европы выделяют Средние века, каковые
воспринимались даже как темные, то были темные века и в истории Древней Греции,
на исходе которых явились, как «Божественная комедия» Данте на исходе Средних
веков, «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
Религия древних греков обросла мифами и получила
уникальную поэтическую обработку в поэме Гомера «Илиада», с явлением среди
персонажей богов, могучих и прекрасных, очеловеченных в той же мере, как и
люди, герои поэмы. Представление божественного, сакрального из сферы религии,
из сферы потустороннего и сверхъестественного, по сути, небесного и темного,
переходит в мир человека, делая его возвышенным и прекрасным, как космос, как
природа, как боги.
Боги сходят на землю и принимают участие в войне ахеян
и троянцев, не в силах однако повлиять на ее исход. Религия греков с весьма
смутными представлениями о богах, с изображением из дерева, как у первобытных
племен, благодаря красочной фантазии Гомера, превращается в художественную
религию и мифологию, с зарождением трагедии и театра, с созданием образцовых
произведений искусства во всех видах и жанрах.
Это было второе рождение человека, чисто природного
существа, которое во всем видел лишь знаки темных и высших сил, с воссозданием
мира человека и самого человека - в сфере искусства как новой среды обитания и
новой духовности. Это и есть феномен возрождения, который возникает в
поворотные моменты в истории стран и народов. Это высокие, самые величественные
и самые трагические эпохи в истории человечества, сияющие, как горные вершины и
созвездия вечно.
История человечества - это непрерывная череда войн,
кроме смертности человека, трагического в ней через край, но ренессансные эпохи
тем и привлекают нас, что оставляют в столетиях прекрасные города,
совершеннейшие создания искусства и мысли. И высокое представление о
достоинстве человека и красоте его дерзаний.
|